Главная » 2016 » Апрель » 4
03:00
Изучаем исторический материализм

О книге Маркса и Энгельса «Немецкая идеология»

Весной 1845 г. Маркс и Энгельс решили совместно написать книгу, в которой бы изложили своё новое мировоззрение и подвергли критике взгляды представителей немецкой философии. В сентябре 1845 г. они вплотную приступили к работе, результатом которой явилось написание книги «Немецкая идеология».

Наиболее важной в теоретическом отношении является первая глава книги: «Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений», в которой Маркс и Энгельс дают изложение материалистического понимания истории. В этой работе классики марксизма впервые в истории философской мысли применили материализм к анализу общественных явлений.

Работа над «Немецкой идеологией» была в основном закончена в апреле 1846 г. Впоследствии Энгельс написал дополнение ко второму тому «Истинные социалисты». При жизни Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» из-за цензурных гонений так и не увидела света. Она была впервые полностью издана в 1932 г. в Советском Союзе. Но труд, затраченный авторами на её создание, не пропал даром. «Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, – писал Маркс в 1859 г. в предисловии к книге «К критике политической экономии», – что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута». 

Главное содержание «Немецкой идеологии» заключается в обосновании материалистического понимания истории, решающей роли материального производства в жизни общества.

В противоположность идеалистическому пониманию истории, которое отводило идеям и представлениям людей решающую роль в развитии человеческого общества и из них выводило все существующие общественные отношения (идеи исторических деятелей определяют развитие общества), Маркс и Энгельс показали, что не идеи и представления людей лежат в основе развития общества, а материальное производство, способ производства материальных благ.

«Общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот», – вот исходный тезис Маркса и Энгельса.

«…Для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, – пишут Маркс и Энгельс, – и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса… Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности… Люди, развивающие своё материальное производство…, изменяют вместе с этой своей действительностью также своё мышление… Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».       

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые сформулировали объективный закон развития общества – экономический закон соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил общества. Открыв законы общественного развития, Маркс и Энгельс показали, что история человеческого общества – это естественноисторический процесс.   

Маркс и Энгельс пишут, что на определённой ступени исторического развития производственные отношения (экономический строй общества, отношения собственности) соответствуют определённому уровню развития производительных сил. Впоследствии развившиеся производительные силы приходят в противоречие с существующими отношениями собственности, которые превращаются в оковы их развития. Например, сегодня частная собственность тормозит развитие производительных сил общества, поэтому производство переживает очередной острый экономический кризис или топчется на месте. На место устаревших приходят новые экономические отношения, создающие простор развитию производительных сил. Переворот в экономической структуре общества более или менее быстро приводит к изменению политической и правовой надстройки общества, идеологии, философии, религии, морали и других форм общественного сознания. Так на протяжении всей человеческой истории одна форма общества сменяется другой в результате развития материального производства.

В основе человеческой истории лежит смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, а в результате уничтожения последней приходит коммунистическая формация – высшая фаза в развитии человеческого общества.

Признавая за материальным производством решающую роль в развитии общества, Маркс и Энгельс в то же время подчеркивали выдающуюся роль передовых идей и личности в истории, познавшей законы развития общества и своими действиями ускоряющей его развитие (реакционные лидеры, наоборот, тормозят поступательное развитие общества). Пример тому – выдающаяся роль Сталина в истории общества. Созревающие потребности развития общества порождают передовые идеи и выдающихся личностей.   

Маркс и Энгельс пишут, что узловым пунктом, в результате которого происходит переход от одной формации, ставшей оковами развития общества, к другой, более прогрессивной формации, является революция – движущая сила развития человеческого общества. В классово антагонистических обществах (расколотых на враждебные классы) иначе быть и не может: уходящие с исторической и политической сцены правящие классы оказывают ожесточённое сопротивление.

Материалистическое понимание истории подводит Маркса и Энгельса к обоснованию неизбежности коммунистического общества.

По Марксу и Энгельсу, коммунизм – это не выдуманный ими идеальный план справедливого переустройства общества, каким он был для социалистов-утопистов, а исторически закономерный этап в развитии человеческого общества.

Маркс и Энгельс предвидят основные черты будущей коммунистической формации: уничтожение частной собственности и переход средств производства в руки общества; уничтожение противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом; подчинение производства и обмена общему плану; всестороннее развитие задатков и способностей всех членов общества.  

Капиталистическое общество будет уничтожено в результате социалистической революции. Капитализм создаёт крупную индустрию и новый класс – пролетариат, который вынужден нести на себе все тяготы общества, не пользуясь его благами, и который свершит социалистическую революцию, уничтожит частную собственность и обеспечит переход к бесклассовому коммунистическому обществу. Вывод Маркса и Энгельса подтверждается революционной практикой: в СССР была в основном осуществлена первая фаза коммунизма – социализм.

Маркс и Энгельс пишут, что пролетарская «революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества». Чтобы перейти к коммунистическому обществу, пишут Маркс и Энгельс, рабочему классу необходимо завоевать политическую власть. Уже в этой работе дана в зародыше идея о диктатуре пролетариата.

Энгельс позднее отмечал, что материалистическое понимание истории является одним из величайших открытий Маркса наряду с теорией прибавочной стоимости, раскрывающей механизм капиталистической эксплуатации.

Ленин писал о значении созданной Марксом и Энгельсом материалистической теории – подлинной общественной науки:

«…Эта теории выработала понятие общественно-экономической формации. Взявши за исходный пункт основной для всякого человеческого общежития факт – способ добывания средств к жизни, она поставила в связь с ним те отношения между людьми, которые складываются под влиянием данных способов добывания средств к жизни, и в системе этих отношений («производственных отношений» по терминологии Маркса) указала ту основу общества, которая облекается политико-юридическими формами и известными течениями общественной мысли. Каждая такая система производственных отношений является, по теории Маркса, особым социальным организмом, имеющим особые законы своего зарождения, функционирования и перехода в высшую форму, превращения в другой социальный организм… Действия «живых личностей» в пределах каждой общественно-экономической формации, действия, бесконечно разнообразные и, казалось, не поддающиеся никакой систематизации, были обобщены и сведены к действиям групп личностей, различающихся между собой по роли, которую они играют в системе производственных отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их жизненной обстановки, по тем интересам, которые определялись этой обстановкой, – одним словом, к действиям классов, борьба которых определяла развитие общества… На место субъективизма было поставлено воззрение на социальный процесс, как на естественно-исторических процесс, – воззрение, без которого… и не могло бы быть общественной науки».

  Григорий Павельев

 

Категория: Статьи | Просмотров: 321 | Добавил: Alexandr_Stepanov | Теги: партийная школа, Великая История | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]