Наши товарищи

Архив - прежний сайт ВМГБ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Июнь » 29
01:05
УРОКИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии

Дорогие наши читатели, молодые товарищи, а так же все, кто борется за идеи большевизма!

На базе ВМГБ и ВКПБ мы проводим Уроки Марксизма-Ленинизма.

Изучаем три составные части Марксизма-Ленинизма: диалектический и исторический материализм, политическая экономия капитализма и социализма, теория научного коммунизма.

Каждый современный боец за социализм должен знать Марксизм-Ленинизм, для того чтобы умело бороться с капитализмом!

Поэтому мы приглашаем вас принять участие в уроках в качестве слушателей и активных участников.

НАШИ КООРДИНАТЫ ДЛЯ СВЯЗИ:

E-mail: [email protected]

Сайт ВМГБ: vmgb1917.ru

Мы Вконтакте: http://vk.com/vmgb1917

Ждём вас на уроках Марксизма-Ленинизма!

_____________________________

Следующий урок Марксизма-Ленинизма состоится в воскресенье, 2 июля. Изучаем исторический материализм.

Тема урока: Исторический материализм как наука о наиболее общих законах развития общества. Домарксистская социология. Приложение К. Марксом материализма к изучению общества.

Литература:

К. Маркс. Предисловие к «К критике политической экономии» (т.13, с. 5-9)

Письмо К. Маркс Анненкову от 28 декабря 1946 г. (т.27, стр. 401-412).

Сочинения Маркса и Энгельса - http://www.vkpb.ru/index.php/biblioteka

______________________________

Публикуем один из докладов с предыдущих уроков:

«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии» философское произведение В.И. Ленина, в котором В. И. Ленин подверг глубокой критике реакционную философию эмпириокритицизма (махизма), защитил теоретические основы марксизма – диалектический и исторический материализм, и материалистически обобщил всё важное и существенное из того, что было приобретено наукой и прежде всего естествознанием за период после смерти Ф. Энгельса.

Книга «Материализм и эмпириокритицизм» вышла в свет в 1909 г. Она состоит из шести глав: первые две главы – теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма; третья глава – теория познания диалектического материализма и эмпириокритицизма; четвёртая глава – философские идеалисты, как соратники и преемники эмпириокритицизма; пятая глава – новейшая революция в естествознании и философский идеализм; шестая глава – эмпириокритицизм и исторический материализм.

Книга написана В. И. Лениным в 1908, после поражения революции 1905 – 07 гг., в годы столыпинской реакции, когда в среде попутчиков, пришедших в революцию из буржуазной среды, начались распад, разложение, упадочничество. Отходя от революции, попутчики старались приспособиться к реакции. Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Упадочничество, неверие в силы революции коснулись и группы партийных интеллигентов, считавших себя марксистами, но никогда не стоявших твёрдо на позициях марксизма (А. Богданов, В. Базаров, А. В. Луначарский, П. С. Юшкевич, В. Валентинов и др.). Они выступали против теоретических основ марксизма – диалектического и исторического материализма. Опасность этой «критики» была велика потому, что, выступив против марксизма, они отрицали на словах свою враждебность марксизму и продолжали называть себя марксистами. Уверяя, будто дело идёт лишь об освобождении марксизма от некоторых устаревших понятий, о дополнении марксизма данными новейшего естествознания, они хотели заменить научное марксистское материалистическое мировоззрение реакционной антинаучной идеалистической философией эмпириокритицизма, философией Э. Маха и Р. Авенариуса.

Перед марксистами стояла неотложная задача – дать должную отповедь всем перерожденцам в области теории марксизма, отстоять теоретические основы марксистской партии. Эту задачу выполнил В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». В этом произведении В.И. Ленин вскрыл классовые и идейные истоки махизма, показал, что махисты погрязли в идеализме, а их разговоры о преодолении противоположности материализма и идеализма есть не что иное, как шарлатанство. Вся история философии есть история борьбы материализма и идеализма. Разоблачая потуги махистов выдать себя за каких-то новых и оригинальных философов, В.И. Ленин показал неразрывную связь махистской философии с давно отвергнутыми наукой субъективно-идеалистическими взглядами Дж. Беркли, Д. Юма, И. Фихте и кантианцев.

В.И. Ленин подверг самому тщательному критическому разбору все философские ухищрения эмпириокритиков. Мах считал, что тела – это комплексы ощущений, что мир состоит только из ощущений. Нет объекта без субъекта, заявлял Авенариус. Беспощадно разоблачая эти и подобные им антинаучные измышления, В. И. Ленин доказал, что учение Маха о вещах, как комплексах ощущений, есть субъективный идеализм. «От вещей ли идти к ощущению и мысли? Или от мысли и ощущения к вещам? Первой, т.е. материалистической, линии держится Энгельс. Второй, т.е. идеалистической, линии держится Мах» (Ленин В.И., Соч., 4 изд., т.14, стр.30). Глубоко проанализировав «теории» махистов, В.И. Ленин показал, что философия эмпириокритицизма есть чистейший субъективный идеализм, прикрытый новыми словечками и терминами. «Нелепость этой философии состоит в том, что она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего индивида» (Ленин В.И., там же, стр. 82).

Покинув почву материализма, Богданов, Базаров и другие оказались неспособными критически разобраться в истинном содержании махистской философии. Соблазнившись новыми терминами и словечками, введёнными махистами, они стали искать в философии эмпириокритицизма марксистские тенденции. На самом деле русские махисты стали проводниками обветшалых субъективно-идеалистических взглядов.

Величайшее значение книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» не исчерпывается, однако, критикой и разоблачением махистов. Книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» ознаменовала собой новую ступень в развитии диалектического материализма. Огромное значение для развития марксистской философии и борьбы против идеализма имело дальнейшее развитие В. И. Лениным положения марксизма о материальном единстве мира и ленинское определение материи.

В.И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии» (там же, стр. 117).

Философское понятие материи характеризует первичность и объективную реальность материи и охватывает все известные и неизвестные формы существования и движения материи. Для махистов необходимость, причинная связь, закономерность, пространство и время являются субъективными категориями, выведенными из сознания, разума, логики. Диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы существования движущейся материи, исходит из признания объективного характера закономерности материального мира и приблизительно верного отражения этой закономерности в сознании человека.

В.И. Ленин показал реакционность и антинаучность утверждений идеалистов о способности сознания создавать всеобщие формы, диктовать природе законы и т.д. В.И. Ленин указал, что основная идея, общая Юму и Канту, состоит в отрицании объективной закономерности природы, в выведении тех или иных принципов, постулатов, посылок из субъекта, из человеческого сознания, а не из природы. Различие между юмовской точкой зрения («ощущение, опыт ничего не говорит нам ни о какой необходимости») и кантианско-махистской формулой («человек даёт законы природе») представляет собой второстепенное различие между агностиками, которые сходятся в основном: в отрицании объективной закономерности природы.

Подвергнув критике антимарксистские взгляды махистов, В.И. Ленин развил дальше основные положения теории познания диалектического материализма – познании как отражении объективного материального мира, о законах и формах этого отражения, об объективной, абсолютной и относительной истине, о роли практики как основы познания и критерия истины, и многие другие вопросы.

В. И. Ленин сформулировал три основных гносеологических вывода:

1) вещи существуют объективно, независимо от нашего сознания;

2) между явлением и «вещью в себе» нет никакой принципиальной разницы; различие есть между тем, ЧТО познано, и тем, ЧТО еще не познано;

3) в теории познания следует рассуждать диалектически, разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более точным и полным.

Разоблачая лженаучные взгляды махистов по вопросу об истине, В.И. Ленин всесторонне развил диалектико-материалистическое учение об объективной, абсолютной и относительной истине. В противоположность идеализму, отрицающему объективную истину, для материализма является существенным признание объективной истины. Истина всегда есть объективная истина; представления, в которых нет объективного содержания, не являются истинными. В отличие от метафизики, диалектический материализм исходит из того, что не существует непроходимой грани между абсолютной и относительной истиной. Процесс человеческого познания бесконечен, как бесконечна вечно развивающаяся материя, поэтому человек не может выразить объективную истину сразу, целиком, абсолютно. В этом смысле наши знания о внешнем мире исторически относительны. Но каждая относительная истина есть частица, ступень абсолютной истины. «С точки зрения современного материализма, т.е. марксизма, – пишет В. И. Ленин, – исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней» (там же, стр. 123).

Доказательством того, что человеческое познание верно отражает объективный материальный мир, является сама жизнь, исторически развивающаяся общественная практика. В своей книге В. И. Ленин дал глубокий анализ роли практики как основы всего процесса познания и разоблачил махистский отрыв практики от теории познания и сведение махистами практики к идеалистически понимаемому опыту (совокупности субъективных ощущений). «Точка зрения жизни, практики, – утверждает В. И. Ленин, – должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики» (там же, стр. 130). Марксистско-ленинская теория познания является великим орудием в руках рабочего класса и его партии в деле познания и изменения мира.

Книга В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» имеет огромное значение для развития естествознания. В ней В.И. Ленин подробно рассмотрел новые достижения науки, вскрыл причины кризиса естествознания и указал пути выхода из этого кризиса, дал материалистическое обобщение новейших данных естествознания. В конце 19 и начале 20 вв. естествознание переживало период революции. Особенно значительными были достижения в области физики. В 1897 г. был открыт электрон. Было установлено, что эта мельчайшая частица является составной частью атома, всех тел природы. Исследования показали, что масса электрона не остаётся неизменной, а меняется в зависимости от скорости его движения. Это привело естествоиспытателей к мысли об электромагнитном происхождении массы материальных частиц. Электромагнитная теория стала фундаментом новых взглядов на строение материи. Открытие радиоактивности показало, что атомы являются делимыми и изменяющимися, превращающимися друг в друга. При анализе спектров излучения нагретых тел обнаружилась новая, не известная ранее черта процессов испускания и поглощения света – их дискретность. Новейшие естественно-научные открытия, свидетельствовавшие о крупных успехах в познании природы, опрокидывали старые метафизические представления о неделимости атома, о неизменяемости химических элементов, о постоянстве массы тел и т.д., вплотную подводили учёных-естественников к диалектико-материалистическому мировоззрению. Но подавляющее большинство естествоиспытателей, в силу социальных условий, господствующих в буржуазном обществе, не знали иной формы материализма, кроме материализма метафизического. Они безуспешно пытались втиснуть новейшие данные естествознания в рамки окостенелых представлений метафизического материализма. В естествознании возникли трудности, чем и воспользовалась идеалистическая философия. Учёные-физики, не владея диалектическим материализмом, не могли дать правильной оценки своим открытиям. Крушение старых принципов науки и открытие новых свойств материального мира часть физиков восприняла как крушение, исчезновение материи, и отказалась от материализма. Физиков, перешедших с позиций стихийного материализма на позиции идеализма, В.И. Ленин назвал «физическими» идеалистами. Поворот части учёных-физиков к идеализму, происшедший в обстановке крутой ломки старых понятий под влиянием новых открытий, В.И. Ленин охарактеризовал как «кризис физики». «Суть кризиса современной физики, – указывает В. И. Ленин, – состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. «Материя исчезла» – так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис» (там же, стр. 245). Раз атом не является неделимым и неизменным, как раньше полагали естествоиспытатели, значит, утверждали «физические» идеалисты, материализм рушится; раз составными частями атомов являются электроны, значит «материя исчезает», а на её место становится электричество; раз наши знания меняются, значит, в них нет ничего объективного и т.п. «Физические» идеалисты не ограничивались нападками на общие принципы научного знания. Они пытались отвергнуть и конкретно-физические теории и понятия, основанные на материалистических воззрениях. Всё это делало развитие науки особенно болезненным и трудным.

В. И. Ленин вскрыл социальные и гносеологические корни «физического» идеализма, показал, что общей основой, на которой возник кризис в физике, являются социальные условия империализма, свойственная ему реакция в экономике, политике и идеологии – реакция «по всей линии». Анализируя причины, породившие «физический» идеализм, В.И. Ленин указал, что физики свихнулись в идеализм главным образом потому, что они не знали диалектики.

Центральным пунктом, вокруг которого шла борьба между материализмом и идеализмом в физике, был вопрос о том, являются ли научные теории отражением, копией, снимком с объективной реальности, или они – не более, как условные знаки, символы, произвольные продукты человеческого разума. «Физические» идеалисты стремились доказать полнейшую произвольность научного знания, его субъективность, отрицали объективную ценность научных теорий. Кризис физики, указывает В.И. Ленин, состоял как раз в отрицании объективной ценности её теории. В.И. Ленин опроверг все попытки отрицать объективность научного знания, подчеркнул, что борьба против признания объективности данных науки есть борьба против коренных основ естествознания, против самой науки. В.И. Ленин показал истинную природу научного знания как всё более и более уточняющегося отражения в нашем сознании объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания.

Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» нанесла сокрушительный удар по так называемому «физиологическому» идеализму, представители которого утверждали, что качество ощущений определяется не характером внешних воздействий, а свойствами органов чувств, воспринимающих эти воздействия. Развивая теорию отражения, В. И. Ленин научно обосновал положение о том, что ощущения – образы, снимки с объективной реальности, а не условные знаки, символы или иероглифы, что объективная реальность дана нам в ощущениях.

Одним из важнейших положений книги В. И. Ленина является доказательство того, что естествознание не безразлично к борьбе материализма с идеализмом, не «нейтрально» в этой борьбе. Решительно отвергая утверждение буржуазных философов о «беспартийности» естествознания в борьбе материализма против идеализма, В.И. Ленин писал: «Наука беспартийна в борьбе материализма с идеализмом и религией, это – излюбленная идея не одного Маха, а всех современных буржуазных профессоров, этих… «дипломированных лакеев, оглупляющих народ вымученным идеализмом»» (там же, стр. 126).

Критика В.И. Лениным «физического», «физиологического» и других разновидностей идеализма сохраняет всю свою силу и по отношению к современным идеалистическим течениям. Современные «физические» идеалисты, ссылаясь на факт превращения электронов и позитронов в фотоны, пытаются снова объявить, будто «материя исчезла». На самом деле никакого исчезновения материи в этом случае не происходит; материя превращается из одной формы в другую, ибо фотоны, хотя и отличаются от электронов и позитронов по своим физическим свойствам, но так же, как и они, существуют объективно и являются частицами материи. Извращая открытый физикой закон взаимосвязи массы и энергии, современные «физические» идеалисты толкуют этот закон как «превращение материи в энергию», «превращение материи в движение» и т.п. Ссылаясь на особенности закономерностей в микропроцессах, открытые квантовой механикой, современные «физические» идеалисты пытаются объявить причинность ликвидированной. Между тем, как показал В.И. Ленин, открытие новых форм причинных связей явлений, изменение научных представлений о причинности не может поколебать положение об объективности причинных связей в материальном мире.

Исключительно важное значение для естествознания имеет разработанное В. И. Лениным положение о том, что никаких «конечных», «неизменных» сущностей вещей, «абсолютных субстанций» в природе не существует, что материя неисчерпаема вглубь. Положение о неисчерпаемости материи раскрывает перед наукой безграничные перспективы развития, вооружает учёных пониманием исторической ограниченности каждой естественно-научной теории, не позволяет догматизировать и абсолютизировать эти теории. Вместе с тем оно вселяет твёрдую уверенность в том, что достигнутые наукой результаты не просто «относительны», а относительно верны, т.к. в них отражена определённая ступень в познании бесконечно сложной сущности вещей.

Вскрыв социальные и гносеологические корни переживаемого физикой кризиса, В.И. Ленин научно обосновал неизбежную победу материализма в физике, необходимость перехода естествоиспытателей на позиции диалектического материализма. В этом В. И. Ленин видел путь к выходу естествознания из кризиса. «Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» (Ленин В.И., там же, стр. 292).

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин подверг уничтожающей критике субъективный идеализм махистов в вопросах познания общества, развил дальше и обогатил исторический материализм.

В. И. Ленин развил дальше философию марксизма, показал всё её величие и подчеркнул, что в этой философии, «вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи» (там же, стр. 312).

Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» является образцом воинствующей марксистской партийности, непримиримой борьбы против всяких отступлений от революционного марксизма, против открытых и замаскированных врагов рабочего класса, за коммунистическое мировоззрение. В.И. Ленин сорвал маску беспартийности и объективизма с буржуазной философии и науки и доказал, что схоластикой эмпириокритицизма идеологи буржуазии пытаются прикрыть борьбу двух партий в философии, борьбу материализма и идеализма, которая отражает непримиримую борьбу двух основных классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии. «Новейшая философия, – пишет В. И. Ленин, – так же партийна, как и две тысячи лет тому назад» (там же, стр. 343).

 

Категория: Уроки марксизма-ленинизма | Просмотров: 1015 | Добавил: Aleksey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]