Главная » 2017 » Июль » 26
08:51
Способ производства – определяющая сила общественного развития. Производительные силы и производственные отношения

Исторический материализм учит, что главной, определяющей силой развития общества является способ производства материальных благ (пищи, топлива, одежды, жилищ, орудий производства), необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться.

Производство материальных благ составляет постоянную, необходимую жизненную основу общества. Прекращение производства приведет общество к гибели.

Человек смог стать человеком, возвыситься интеллектуально над животным миром благодаря производству. "Труд сделал из обезьяны человека" (Ф. Энгельс).

Общество, используя ресурсы природы, создаёт необходимые для своего существования продукты, материальные блага, которые в природе не встречаются в готовом виде (нефть, химические соединения, сплавы металлов и т.д.). Тем самым люди производят свою материальную жизнь, и развитие человечества зависит от производства материальных благ.

Производство – это постоянное условие существования людей, вечная, естественная необходимость.

Процесс производства, как его определил К. Маркс, - это целесообразная деятельность людей для создания потребительской стоимости[1], процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Как писал К. Маркс, «для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он (человек), приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменения её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»[2].

Труд человека – это целенаправленная, осознанная деятельность человека. Есть примеры того, как некоторые животные и насекомые могут создать практически в совершенстве объекты и строения, например, пчёлы, которые строят ровные, шестигранные соты. Однако главным отличием от человека является то, что человек в первую очередь выстраивает этот объект в голове, а уже потом берётся за работу. Пчела создаёт соты инстинктивно.

Ещё одно отличие человека от животного в том, что животные пользуются тем, что даёт природа, только человек создаёт орудия производства.

Всякий процесс труда, процесс производства включает в себя следующие три момента:

  1. целесообразную деятельность человека, т.е. сам труд;
  2. предмет, на который действует труд;
  3. орудия производства, при помощи которых человек действует.

Выделение человека из мира животных произошло только тогда, когда человек стал создавать орудия производства. Производство и употребление орудий производства составляют «специфически характерную черту человеческого процесса труда»[3].

Общество характеризуется именно новыми, специфическими закономерностями и формами развития, в корне отличными от биологических. В процессе труда изменялась не только природа вокруг человека (появлялись города, фабрики, новые способы выращивания растений и т.д.), но и сам человек (совершенствовался мозг, внешний вид, изменялись конечности).

"Параллельно с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание: сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, на основе этого, у народов, находящихся в более благоприятном положении, - понимание законов природы, обуславливающих эти полезные результаты. А вместе с быстро растущим познанием законов природы росли и средства обратного воздействия на природу. При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развился соответственным образом и мозг человека"[4].

Опыт, сноровка, смекалка закреплялись человеком в орудиях производства.

Орудие производства – это предмет или комплекс предметов, которые рабочий помещает между собой и предметом труда и которыми он воздействует на предмет труда (физические, химические и механические, костная и мускульная система человека).

В зависимости от изменения орудий производства изменяется и рабочая сила, люди, производящие в движение эти орудия. Орудия производства служат не только мерилом развития человеческой рабочей силы, но и показателем достигнутой обществом ступени экономического развития.

"Такую же важность, как строением останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится , какими средствами труда."[5]

Орудия производства без человека, по сути, бесполезны, они не являются производительной силой общества. Трактор, не использующийся на поле, ржавеет, деревянная лодка без использования человеком гниёт. Живой труд делает такие орудия производства полезными.

Орудия производства создаются и приводятся в движение людьми – производителями материальных благ.

Поэтому "первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся"[6].

Производительные силы – это орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду.

Но производственные силы составляют лишь одну сторону способа производства. Вторую необходимую сторону всякого способа производства составляют производственные отношения между людьми.

"В производстве, - говорил Маркс, - люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство"[7].

Эволюционно человек - существо коллективное, он не может жить вне общества, так же как и производить материальные блага. Человечество на своё раннем этапе развития выжило благодаря тому, что смогло объединяться в группы, научилось кооперироваться, взаимодействовать в коллективе (пример тому - охота наших предков на мамонтов). Поэтому и в производстве, которое требует от людей взаимодействия, они вступают в отношения между собой, называемые производственными. (Производственные отношения, например, при капитализме - это и эксплуатация рабочих капиталистами, и эксплуатация городом деревни, и конкуренция, и отношения купли и продажи).

Для того, чтобы понять общественную жизнь, нужно в этой сложной системе производственных отношений выделить основу. Этой основой является отношение людей к средствам производства, т.е. форма собственности на средства производства.

Из этого положения можно понять, кому принадлежат собственность на средства производства (группе лиц, классов, групп или всего общества), а стало быть, понять, кто кого эксплуатирует.

Собственность на средства производства – это не просто отношение людей к вещам, это общественное отношение между людьми, выражающееся через вещи, через отношение к средствам производства: класс людей, владеющий средствами производства (капиталисты, буржуазия), господствует над людьми, полностью или частично лишенными средств производства (трудящиеся, пролетарии).

"Прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть:

  1. распределение орудий производства.
  2. распределение членов общества по различным родам производства.

Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено внутри самого процесса производства и которое определяет строение производства"[8].

Производственные отношения людей – это материальные отношения. Они существуют вне сознания и независимо от воли людей, политической системы или экономического строя. Но они могут приобретать иную форму, в зависимости от того, кто является собственником на средства производства.

Так, например, в условиях социалистического общества, где уничтожена частная собственность на средства производства, а стало быть, уничтожена эксплуатация человека человеком, такие отношения между людьми приобретают другую форму, товарищескую, а также являются социалистической взаимопомощью.

При капитализме, рабочий вынужден продавать капиталисту свою рабочую силу, дабы не умереть с голода. Таким образом, соединение рабочего класса со средствами производства происходит через продажу рабочей силы капиталисту. В социалистическом обществе рабочие, имея не частичное соединение, а прямое, не эксплуатируют друг друга.

Истории также известны переходные отношения от одной формы производственных отношений к другой (Греция времён Гомера). Переходными являлись производственные отношения, складывающиеся в сельской области. Это переход от общинной собственности к частной.

Основной закон развития общества – соответствие производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Изменение и развитие производства всегда начинается с изменения и развития производительных сил и, прежде всего, - с изменения и развития орудий производства. Производительные силы являются наиболее подвижным, революционным элементом производства. Они не могут длительное время стоять на одной точке. Они всегда изменяются, медленно или быстро.

Производительные силы в действии – это и есть процесс производства, процесс воздействия людей на природу для создания материальных благ.

Производительные силы в действии характеризуют содержание производственного процесса, а производственные отношения – это экономическая, общественная форма этого процесса.

Содержание всегда и везде является определяющим по своему отношению к форме.

Сначала изменяется содержание, а затем форма. Форма всегда следует за содержанием и изменяется в соответствии с изменением содержания. Пример: перестройка в СССР. В процессе развала СССР сначала изменилось содержание, а потом и форма.

Вместе с тем форма не пассивна, она тоже влияет на содержание.

Эти положения диалектического материализма относятся и к взаимоотношению производительных сил и производственных отношений. Сначала изменяются производительные силы, а затем в зависимости от этих изменений и в соответствии с ними неизбежно изменяются экономические, производственные отношения людей.

Зависимость изменения производственных отношений от развития производительных сил существует на всех ступенях развития общества. Это всеобщий экономический закон.

К. Маркс писал: "Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, - они изменяют все свои общественные отношения"[9].

Производительные силы общества являются его определяющим элементом. Каковы производительные силы, таковы и производственные отношения между людьми. Люди не могут устанавливать производственные отношения так, как пожелают; совсем напротив - они вынуждены вставать в эти производственные отношения, чтобы выжить.

Обязательное соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил – объективный экономический закон прогрессивного развития общества.

У производственных отношений есть особенность: они всегда отстают от развития производительных сил. В силу этого между ними возникает противоречие.

Это противоречие может перерасти в конфликт, ввиду чего производительные отношения меняются в соответствии с существующими производительным силами. Этого требует закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Нарушение этого закона приводит к разрушению производительных сил.

История человеческого общества свидетельствует о том, что производительные силы на известных ступенях своего развития приходили в столкновение с отживающими производственными отношениями.

Возникающий конфликт между новыми производительными силами и отживающими производственными отношениями является экономической основой социальных революций.

Буржуазия всеми средствами пытается сохранить и увековечить отжившие капиталистические отношения. Для них это вопрос выживания - именно поэтому они так отчаянно борются против коммунистического движения, а в особенности против его ортодоксальной формы – большевизма.

Закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил лежит в основе смены одних общественно-экономических формаций другими, обуславливает смену отживших производственных отношений новыми производственными отношениями, составляющими экономическую основу расцвета новых, прогрессивных общественно-экономических формаций.

Докладчик: Павел Серпов


[1] "Потребительская стоимость" - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом).

[2] К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 184-185.

[3] К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 187.

[4] Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1953, стр. 14.

[5] К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 187.

[6] В.И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 334.

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 1, стр. 63.

[8] К. Маркс, К Критике политической экономии. Введение, Госполтииздат, 1953, стр. 208.

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т 5, стр. 364.

Категория: Уроки марксизма-ленинизма | Просмотров: 141 | Добавил: AndreyGoldin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]