Наши товарищи

Архив - прежний сайт ВМГБ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Октябрь » 7
02:00
Происхождение государства и права. Функции государства. Государство и право как надстройка над экономическим базисом

Вопрос о государстве, о государственной власти, будучи основным, коренным вопросом политики, всегда стоял в центре политической борьбы. Идеологии буржуазии, как и идеологии предшествующих эксплуататорских классов, не могли создать подлинно научное учение о государстве и праве и не заинтересованы в этом. Все их усилия сосредотачиваются в направлении замаскирования, сокрытия и извращения сущности эксплуататорского государства и права.

 

Особенно в этом направлении преуспевают современные ревизионисты и оппортунисты, выступающие против учения о диктатуре пролетариата, которое является главным в марксизме-ленинизме.   

 

Ленин в лекции «О государстве» отмечал, что «…едва ли найдётся другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической экономии и публицистики, как вопрос о государстве» (Соч., 4 изд., т. 29, стр. 434-435).

 

«Учение о государстве, – говорил Ленин, – служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма, – вот почему ожидать в этом вопросе беспристрастия, подходить в этом вопросе к делу так, как будто люди, претендующие на научность, могут здесь дать вам точку зрения чистой науки, – это величайшая ошибка» (там же, стр. 435).

 

Только марксистско-ленинская теория смогла раскрыть подлинную сущность государства и права.

 

Чем объясняется сила и правота марксистско-ленинской теории государства?

 

Во-первых, тем, что рабочий класс и его идеологи, в отличие от эксплуататорских классов и их идеологов, не заинтересованы в сокрытии и искажении сущности государства и права. Во-вторых, тем, что марксистско-ленинская теория неразрывно связана с революционной практикой. Классики марксизма-ленинизма никогда ничего не выдумывали; они подытоживали практику революционного движения трудящихся. А общественная практика, как известно, является единственно надёжным критерием истинности той или иной теории.   

 

Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин в своих трудах доказали, что:

1) государство возникает на почве противоположности антагонистических классов,

2) государство есть организованное насилие одного класса для подавления другого и

3) с упразднением классов и классовых противоположностей исчезнет и государство, оно отмирает.

 

Государство является машиной в руках господствующего класса для подавления сопротивления свих классовых противников.

 

Каждое государство представляет собой диктатуру определённого класса, а именно, экономически господствующего класса, владеющего основными средствами и орудиями производства.

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс писал:

«Так как государство возникло из потребностей держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органов дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 21, с. 171-172).

Государство (чиновничество, армия, карательные органы, разведка, тюрьмы) возникает с расколом общества на враждебные, антагонистические классы, когда возникает необходимость в особом аппарате насилия, в особой машине для подавления одного класса другим.

 

В силу раскола общества на классы и появления государства возникает и право – возведённая в закон воля господствующего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса (Маркс и Энгельс, Манифест коммунистической партии). 

 

Истории человеческого общества известны следующие типы эксплуататорских государств – рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Истории известен и ещё один тип государства – новый, высший тип государства – социалистическое государство (диктатура пролетариата), которое существенно отличается от всех предыдущих, эксплуататорских типов государства.

 

Государство, как аппарат насилия одного класса над другим, существовало не всегда. Государство и право – явления исторические, возникающие лишь на определённой ступени развития человеческого общества.

 

В период первобытнообщинного общества, когда средства производства являлись собственностью всей родовой общины и когда не было разделения общества на классы, не существовало и государства. Ленин отмечал, что в первобытном обществе господствовали «обычаи, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода», но нигде нет «особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковыми являются в настоящее время... вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, – то, что составляет сущность государства» (В.И.Ленин. ПСС, т.39, с.69).

 

«И какая чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! – писал Энгельс. – Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, – родом или племенем, или отдельными родами между собой; лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть... Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, – домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам, – тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Бедных и нуждающихся не может быть – коммунистическое хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным и изувеченным на войне. Все равны и свободны, в том числе и женщины. Рабов еще нет: порабощения чужих племен, как правило, также еще нет. Когда ирокезы около 1651 г. победили племя эри и «нейтральное племя», они предложили им вступить полноправными членами в свой союз; только после того как побежденные отклонили это, они были изгнаны со своей территории. А каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывают восторженные отзывы всех белых, соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, о чувстве собственного достоинства, прямодушии, силе характера и храбрости этих варваров» (Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства).

 

Но, как указывает Энгельс далее, – эта организация была обречена на гибель. Как только производительность труда в результате общественного разделения труда и усовершенствований орудий производства возросла настолько, что человек стал производить больше, чем это нужно для существования, родовую общину поражает имущественная дифференциация среди свободных, идёт процесс накопления богатств у отдельных членов рода, возникают богатые и бедные, возникает частная собственность, которая вытесняет коллективную, военнопленных обращают в рабов, возникают войны как средство грабежа и порабощения.

 

Органы управления родового общества оказываются неприспособленными к новым условиям. Появление массы рабов, которых только силой можно удержать в состоянии рабства, расслоение самих свободных членов этого общества на богатых и бедных, эксплуатация богатыми бедных и борьба между ними – всё это потребовало новых, не известных ранее средств принуждения. Отсюда появление органов принуждения, отделенных от народа, государственных органов: армии, полиции, чиновничества и других органов принуждения и насилия, находящихся в распоряжении эксплуататорского меньшинства.

 

Государство, как особый аппарат принуждения людей, возникло только там и тогда, где и когда появилось разделение общества на враждебные, антагонистические классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые, такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого. По мере того как общество всё более и более раскалывалось на классы, возникало и государство.

 

Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим.

 

Отличительными признаками государства, не известными старой родовой организации общества, являются следующие, указанные ещё Энгельсом, признаки:

 

Это, во-первых, разделения населения по территориальному делению, ослабление и исчезновение прежних родовых связей;

 

Во-вторых, решающей отличительной чертой государства является «…учреждение публично власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением… Эта публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооружённых людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества» (Ф. Энгельс).

 

И в-третьих, публичной власти потребовались налоги, взимаемые с населения в обязательном порядке.

 

«Государство, – писал Ленин, – есть продукт и проявления непримиримости классовых противоречий. Государство возникает так, тогда и постольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы» (Соч., 4 изд., т. 25, стр. 358-359).

 

Вместе с государством и в силу тех же причин возникло и право. Возникновение права означало проявление новых, принципиально отличных от обычаев первобытнообщинного строя правил поведения людей. Посредством права государство, как аппарат господствующего класса, закрепляло новые, возникшие к этому времени, общественные порядки, характеризующиеся экономическим и политическим неравенством и имеющие своей экономической основной частную собственность и эксплуатацию человека человеком. В отличие от обычаев первобытнообщинного строя возникшее право выражает интересы не всего общества в целом, а того класса, который держит в своих руках государственную власть, устанавливается либо санкционируется государством, как выразителем интересов этого класса. Отсюда и другой отличительный признак права по сравнению с обычаями родового строя: если последние свободны выполнялись членами общества, то нормы права опираются в своем применении на силу государственного принуждения.   

 

Государство необходимо для эксплуататоров не только для подавления выступлений угнетённых классов, не только для того, чтобы держать в узде эксплуатируемые массы.

 

И.В. Сталин отмечал две основные функции эксплуататорских государств: «Государство возникло на основе раскола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства. Орудия власти государства сосредоточивались, главным образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах. Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) – держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) – расширять территорию своего, господствующего класса за счёт территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападения со стороны других государств. Так было дело при рабовладельческом строе и феодализме. Так обстоит дело при капитализме» (И.В.Сталин. Соч., т.14, изд. 2, с. 435).

 

Государство и право являются элементами политической и юридической надстройкой над экономическим базисом. В ряду надстроечных явлений государству и праву принадлежит особо важная роль.

 

«Надстройка, – писал И.В. Сталин, – порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы» (И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания).

 

Государство, политические и правовые учреждения, правовые нормы, отжившие своей век и служащие интересам отживающих сил общества, являются тормозом для развития общества, мешают его продвижению вперед, искусственно задерживая крушение изжившего себя строя. Ярким примером этого могут служить капиталистические государство и право. И, наоборот, новые, передовые государства, новые политические и правовые учреждения, служащие интересам передовых сил общества, облегчают развитие общества, его продвижение вперед, так как соответствуют потребностям развития материальной жизни общества.

 

Опыт нашей страны ясно показывает, что без создания революционным путём социалистического государства (диктатуры пролетариата) и права невозможно доконать и ликвидировать старый капиталистический базис и старые классы, обеспечить успешное строительство социализма.

Итак, «…Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором» (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 173).

Докладчик – Алексей Денисюк

Категория: Уроки марксизма-ленинизма | Просмотров: 977 | Добавил: AndreyGoldin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]