Главная » 2019 » Апрель » 29
20:26
«Музыка», которая оглупляет

 

В современном буржуазном обществе в музыке существует много стилей и направлений. Одно из самых популярных у нас, у молодёжи - это рэп. А ещё лет 30-40 назад в нашей стране никто и не слышал о таком понятии, как рэп-музыка. Что же это за направление и откуда оно пришло в нашу культуру?

Слово «рэп» произошло от английского «rap» – стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). «To rap» также означает «говорить», «разговаривать». Рэп в его современном виде появился в США в конце 1960-х годов у молодёжи бедных негритянских районов. Дискотеки в то время были больше ориентированы на буржуазную молодёжь, подростки из бедных семей не могли себе позволить билет в дорогой клуб. К тому же в США процветал бытовой расизм, многие клубы, театры, кинотеатры были закрыты для посещения чернокожей молодёжью. Тогда появились подпольные дискотеки, которые были доступны для широких масс. Там и стали исполнять так называемый «рэп» - ритмичный речитатив, где не было мелодии как таковой, только текст, читаемый в определённом ритме под простейший аккомпанемент с пластинки.

Рэп стал своеобразным средством самовыражения для негритянской молодёжи, которая таким образом рассказывала о своём угнетённом положении в обществе, бесправии и бытовом расизме. Но были и другие темы. В 1990-е годы в рэпе появилось направление, основными темами которого стали насилие, криминал, наркомания, проституция. В текстах использовалось много криминального сленга, нецензурной лексики. Это было отражением того, что стало с «чёрными» кварталами в США.

В СССР рэп появился в 1980-х. Советские диссиденты, слепо подражая всему западному, попытались сами сочинять нечто подобное. В 1984 году в Куйбышеве ди-джей студенческой дискотеки Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записал 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».

После 1991 года, когда наступила так называемая «свобода творчества» (а по сути - просто вседозволенность и распущенность), в нашей стране получила широкое распространение западная музыка. Почти все отечественные музыканты стали творить, подражая западным кумирам. Рэп стал популярен в определённом, относительно узком, кругу слушателей, в основном среди молодёжи и подростков. Надо сказать, что для появления рэпа в России вообще не было объективных социальных причин. Рэп в США зарождался как музыка негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В России же он был воспринят преимущественно белой, славянской частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

С музыкальной точки зрения рэп примитивен и его можно назвать музыкой только с большой натяжкой. Мелодии, музыки как таковой в нём нет, просто читается текст в определённом ритме. Кто-то может возразить, что это такой стиль, такова его особенность, и в рэпе главное не мелодия, а текст. Но и тексты в этих «композициях» вызывают много вопросов. Значительную часть составляют тексты мрачные, депрессивные, посвящённые самым неприглядным и отталкивающим темам. Как и на западе, в «русском рэпе» много текстов о наркомании (причём обычно не о вреде наркотиков, а о том, что употреблять их «круто», «все так делают, попробуй и ты»). О самоубийствах (тем самым косвенно пропагандируя суицид как якобы способ быстро избавиться от проблем). О криминале, бандитизме, насилии, беспорядочных отношениях (причём всё это не осуждается, а преподносится как норма, как будто жизнь вокруг состоит только из этого). Слушает такой рэп именно молодёжь: студенты, часто даже школьники-подростки, у которых только формируются жизненные ценности. Зрелый состоявшийся человек слушать это не будет. Всё это направлено именно на развращение и уничтожение молодёжи.

Справедливости ради стоит сказать, что в рэп-музыке много и таких текстов, где не пропагандируется ничего плохого. Есть рэп и про любовь, про спорт, про друзей, про разные города. Эти тексты в большинстве своём не отличаются художественной ценностью. Если сравнить текст одной из таких «композиций» с текстами советских песен на такую же тему или даже с некоторыми современными песнями, но написанными не в стиле «рэп», то на их фоне «рэп-тексты» будут выглядеть примитивными и убогими - даже если они не пропагандируют ничего плохого и выглядят вполне безобидно. Только вот, к сожалению, итог получается неутешительный: вместо красивых, мелодичных и содержательных песен молодёжь привыкает слушать какой-то суррогат, не имеющий ничего общего с настоящей музыкой.

Вообще, музыка, как и другие виды искусства, является отражением процессов, происходящих в общественной жизни. То, каким будет музыкальное искусство в том или ином государстве, напрямую зависит от того, какой общественный строй в нём установился. Советская музыка, как музыка социалистического государства, воспитывала патриотов своей страны, людей, любящих жизнь, трудолюбивых, честных, мыслящих. Нашему нынешнему капиталистическому государству всё это не нужно. Нынешним «хозяевам жизни» нужны забитые рабы, послушно выполняющие свою работу, а в остальное время травящие себя алкоголем, наркотиками, бессмысленно «прожигающие» свою жизнь и ни о чём не задумывающиеся. Вот и появляются в нашей музыкальной культуре такие направления, как рэп.

 

Мария Краснова, г. Могилев

 

Категория: Статьи | Просмотров: 108 | Добавил: antonshpagin11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]