Главная » 2016 » Апрель » 27
03:18
Изучаем основы экономики капитализма

 «Наёмный труд и капитал»

«Наёмный труд и капитал» – следующая после «Нищеты философии» работа К. Маркса второй половины 40-х гг. по политической экономии капитализма.

В основу работы «Наёмный труд и капитал», опубликованной в виде серии передовых статей в апреле 1847 г., были положены лекции, прочитанные Марксом в Немецком рабочем обществе в Брюсселе.

Маркс излагает свои экономические воззрения в популярной и доступной для рабочих форме.

Публикуя эту работу, Маркс поставил своей целью объяснить суть капиталистической эксплуатации, показать, на чём основано господство буржуазии и наёмное рабство рабочих. Буржуазия и их идеологи внушают рабочим, что будто бы они получают за свой труд справедливую заработную плату, а фабриканты получают прибыль в качестве вознаграждения за свой капитал. Но в действительность, показывает Маркс, прибыль представляет собой часть труда рабочего класса, безвозмездно присваиваемая классом капиталистов.

На поверхности буржуазного общества заработная плата выступает как плата за труд. Маркс опровергает это. Прежде всего он ставит вопрос: что такое заработная плата? и показывает, что она есть не что иное, как цена особого товара – рабочей силы (или труда, как пишет Маркс в этой ранней работе). Рабочий, пишет Маркс, чтобы достать себе средства к жизни, продаёт свою рабочую силу как товар капиталисту. Но чем определяется цена этого товара?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, Маркс пишет, чем определяется цена любого товара. Цена товара колеблется в зависимости от соотношения спроса и предложения. Но в конечном счёте, пишет Маркс, цена товара определяется издержками его производства, под которыми Маркс в данной работе понимает стоимость товара, то есть то количество труда (или рабочего времени), которое необходимо для его производства. Вокруг стоимости и происходит колебание цен.

Закон стоимости распространяется также и на особый товар – рабочую силу. Оплата рабочей силы будет то повышаться, то понижаться в зависимости от того, как сложится конкуренция между покупателями – капиталистами и продавцами – рабочими. Но в пределах этих колебаний цена рабочей силы определяется издержками её производства, издержками для поддержания жизни рабочих. Поэтому цена рабочей силы определяется ценой необходимых жизненных средств.

Капиталист даёт рабочему столько, сколько необходимо для существования рабочего, для восстановления его рабочей силы (нередко в хиреющем виде). 

Вот в чём скрывается суть капиталистической эксплуатации: «В обмен на свой труд рабочий получает жизненные средства, а капиталист в обмен на принадлежащие ему жизненные средства получает труд, производственную деятельность рабочего, творческую силу, посредством которой рабочий не только возмещает то, что он потребляет, но и придаёт накопленному труду» (капиталу) «большую стоимость, чем этот труд имел прежде».

Рабочий производит большую стоимость, чем стоимость его рабочей силы (зарплата). Рабочий производит сверх того, что необходимо на его содержание, производит излишек, который присваивает капиталист. Этот излишек над стоимостью рабочей силы Маркс назвал прибавочной стоимостью, прибавочным трудом, а труд, необходимый для содержания рабочего, необходимым трудом.

Таким образом, рабочий день рабочего делится на две части: в течение одной части рабочего дня рабочий производит стоимость жизненных средств, необходимых для существования рабочего; в течение другой части рабочего дня рабочий даром работает на капиталиста, производит прибавочную стоимость, прибыль, которую безвозмездно и присваивает капиталист.

Капиталистическая эксплуатация по сути ничем не отличается от прежних форм эксплуатации – рабства и крепостничества. При рабстве раб целый день работает на рабовладельца, но чтобы раб не умер с голоду, рабовладелец даёт ему для пропитания часть им же произведённого продукта (как и капиталист наёмному рабочему – зарплату на покупку продуктов и др.). При крепостничестве, при барщине, одну часть времени крепостной работает на своём поле, другую часть – на барском. Или при оброке: часть продукции крепостной отдает барину, часть – остаётся ему. Таким образом, и при рабстве, и при крепостничестве, и при капитализме работник одну часть времени работает даром на эксплуататора.

В условиях капитализма эксплуатация рабочих капиталистами затушёвывается денежными отношениями. Но денежный покров срывается, как только в жизни даёт о себе знать закон взаимного движения прибыли и заработной платы. Маркс пишет: «Заработная плата и прибыль находятся в обратном отношении другу к другу». Если капиталист снижает заработную плату, то растёт прибыль, поэтому капиталисты добиваются уменьшения зарплаты или вовсе рабочих оставляют без неё. Если же рабочие добиваются увеличения заработной платы, то это сказывается на уменьшении прибыли. Поэтому капиталисты так рьяно сопротивляются забастовкам и требованиям рабочих об увеличении заработной платы.

Идеологии буржуазии кричат, что с ростом капитала растёт и заработная плата. В самом деле, в отдельные периоды может расти заработная плата, но при этом скрывается тот факт, что с ростом капитала прибыль и роскошь буржуазии растёт значительно быстрее, чем зарплата рабочих. Таким образом, если с ростом капитала и увеличивается доход рабочего, то одновременно увеличивается и пропасть, отделяющего рабочего от капиталиста, растёт неравенство.

Но в условиях капитализма заработная плата уменьшается и абсолютно. Пример тому – массовые акции протеста в «благополучной» Европе, где трудящиеся миллионами выходят на улицу с социально-экономическими требованиями, против ущемления их трудовых прав. Или в России – нынешнее резкое падение заработной платы на фоне роста доходов правящих классов.

В своей работе Маркс останавливается на вопросе о роли союзов в борьбе рабочих. Идеологии буржуазии убеждают рабочих, что им не нужно объединяться для борьбы за свои права, что эта борьба не способна изменить законы конкуренции. Союзы не нужны, говорят капиталисты. Маркс разоблачает эту ложь и показывает, что союзы рабочих не только способны добиться улучшения жизни рабочих (например, повышения заработной платы путём понижения прибыли, которую капиталист кладёт себе в карман), но и являются «средством подготовки к ниспровержению всего старого общества с его классовыми противоположностями».

Эксплуатация человека человеком – основа капиталистического общества. Социализм есть уничтожение этой основы.  Принцип социализма: кто не работает, тот не ест. В условиях социализма рабочий день тоже делится на две части, но содержание их совершенно иное, чем при капитализме: в социалистическом обществе одну часть рабочего дня рабочий работает на себя и получает по труду,  соразмерно своему трудовому вкладу (труд для себя), а другую часть времени рабочий работает на всё общество (труд для общества), то есть это те расходы, которые идут на развитие образования, науки, культуры, на управление, оборону и другие общественные нужды. В условиях социализма нет прибавочного труда, даром присваиваемого эксплуататорами, весь труд является необходимым для развития личности и всего общества.

Григорий Павельев       

 

Категория: Статьи | Просмотров: 362 | Добавил: Alexandr_Stepanov | Теги: партийная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]